Экскурсия по школьному музею

Экскурсия по школьному музею

Музей 6-го Гвардейского Краснознаменного Брянско-Берлинского бомбардировочного авиаполка Авиации Дальнего действия.

Стенды 1-2. Здравствуйте! Вы находитесь в школьном музее 6-го Гвардейского Краснознаменного Брянско-Берлинского бомбардировочного авиаполка Авиации Дальнего действия. Экскурсию проводит … .

Героям лет военных нету равных,

Храните в чистоте заветы старших,

Чтоб не было погибших смертью храбрых

И не осталось без вести пропавших.

Музей был открыт 7 мая 1987 г. На открытие приезжало 76 ветеранов Великой Отечественной войны. Рисунок ИЛ-4 в полете – сзади роспись приезжавших ветеранов (на стене). 8 августа 1941 г. был сделан летчиками первый боевой вылет. Эта дата считается днем рождения полка. Каждый летчик дал клятву.

Первым командиром авиаполка был Чемоданов Степан Иванович. Он родился в крестьянской семье, преодолел все ступени военной службы от младшего летчика до командира, летал на 16 –ти типах самолетов, от У-1 до ИЛ-4. В бою был человеком мужественным и смелым. Бомбил Берлин, Вену, Варшаву, Плоешти, Бухарест, Будапешт, Тильзит. Имеет 14 благодарностей Верховного Главнокомандующего, правительственные награды.

Его заместителем был Кононов Даниил Лазаревич. Совершил 160 боевых вылетов. Был 2 раза сбит немцами, но после этого возвращался в полк и продолжал летать на боевые задания.

Комиссаром был Сергей Бурдыгов. На своем самолете «Звездочка» он летал на самые трудные боевые задания. Нанести врагу сокрушительный удар – вот главная задача. При выполнении одного из боевых заданий он погиб. Это было 6 сентября 1942 г. После его гибели комиссаром стал Белошицкий Василий Яковлевич. Книга, в которой рассказывается о комиссаре Белошицком – «Комиссары на линии огня». Он стал генералом после войны. Его генеральский плащ есть у нас в музее (стеклянный шкаф). 3 раза приезжал он к нам в музей.

(С.С. Шестопал – летчик, был ранен в 1942 г. под Брянском при выполнении боевого задания. Бомбил мост на станции Орджоникидзеград (Бежица). Был 2 раза у нас в школе на встрече ветеранов.)

На этих двух фотографиях комсомольский активист Алексейцев Владимир Иванович. В газете военного времени «Сталинский маршрут» о нем писали: «Он за один вылет уничтожил 2 Мессершмитта. Секретарь комсомольского бюро на деле доказал, что он не только комсомольский руководитель, но и настоящий боец.

На фотографиях: командный состав полка. Вручение гвардейского знамени полку. В витринах вы видите личные вещи летчиков, штурманов авиаполка: бинт 1941 г., карточки на мясо 1941 г. Книги «Илы летят на фронт», «По целям ближним и дальним», «Авиация дальнего действия», газета «Правда» за 9 мая 1941 г., маска Чемоданова против обморожения лица, его погоны (генеральские), кислородная маска. Каждый летчик нашего полка дал клятву «Умру, но приведу к цели самолет и сброшу бомбы на вражескую территорию в любых метеоусловиях». Полет летчиков продолжался 7-10 часов. Затекали ноги, ломило спину от постоянного напряжения работы в кабине. Летчиков после полета приходилось нести на руках, т.к. самостоятельно они идти не могли. Очень много было потерь среди летного состава в первые месяцы войны. Из 10-ти экипажей возвращались на аэродром только 2-3.

Стенды 3-4 Особенно суровой проверке подвергся Советский народ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года. «Родина – мать, зовет!» этот плакат (Тоидзе) можно было увидеть на дверях фабрик, школ, больниц, военкоматов. В нем был указан текст военной присяги. Многие горкомы и райкомы партии, комсомола были закрыты, а на дверях надпись: «Все ушли на фронт».

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.

К.М. Симонов

22 июня ровно в 4 часа утра немцы начали наступление вдоль нашей советской границы. Планом Гитлера была молниеносная война, в течении 8-9 недель завоевать Москву, Ленинград, Кавказ (там была нефть).

«Жестокий образ войны,

С ее пылающими и не гаснущими на земле и в небе кострами,

Через которые вы вели свои Илы,

Навсегда останутся в памяти нашей!»

С 1942 года полк участвовал в массированных налетах частей авиации дальнего действия, нанося удары по главным силам врага: Берлин, Бухарест, Хельсинки.

Коллегов и Грабовский – летчик и стрелок-радист, которые были сбиты под городом Ельцом в 1941 году. Они успели катапультироваться. Пробираясь по лесу, попали в отряд партизан и через некоторое время в одежде партизан вернулись в свой полк.

«Земля горела, плавился металл

Зенитки в небо яростно стреляли

Шиханов, Василевский, Шестопал летали в бой и поражали цели!»

Василевский и Шиханов вместе учились в училище, вместе воевали, оба закончили академию. Оба стали генералами и 4 раза приезжали к нам в Брянск на встречу ветеранов. На стенде фотография до войны и через 40 лет после окончания войны в 1985 г.

17 июля 1942 г. развернулась величайшая битва Второй мировой войны – Сталинградская. Личный состав полка принимал активное участие в этой грандиозной битве. Тяжелые бомбардировщики являлись ударной силой ВВС. Инициаторами увеличения количества полетов в ночь с предельной бомбовой нагрузкой в полку были экипажи Рубцова, Алехновича, Клочка, Одарченко. Максимальная бомбовая нагрузка 1300 кг бомб, летчики довели сначала ее до 2000 кг, а потом до 2500 кг. Помогая сухопутным войскам на дальних подступах к Сталинграду, части АДД систематически бомбили сосредоточение войск и техники противника в районе Сталинграда. Грубая ошибка летчика на взлете грозит катастрофой самолета, можно зацепиться за лес, дома. Такие случаи тоже были. Высота полета – 7 тыс. метров. Только рокот мотора и движение стрелок приборов говорит летчику «Смотри в оба!» «Не потеряй скорости — худо будет». Да штурман иногда напоминает: «Держи курс, товарищ командир». Десятки прожекторов пытались пробить густую дымку и поймать нас в свои смертельные объятия, зенитные снаряды рвались без счету.

На стенде вы можете видеть фотографии личного состава полка, отрывки из газет «Правда», «Сталинский маршрут».

В витрине вы можете видеть личные документы летчиков, отрывки из газет, приборы, карту боевых действий авиаполка, извещение, присланное родителям Диденко Григория Ивановича, о том, что он пропал без вести при выполнении боевого задания.

Стенды 5-6: свидетельством героического труда инженерно-авиационной службы является тот факт , что за время всех боевых вылетов не было ни одного отказа авиатехники во время полета. Здесь мы видим фотографии: техника по электрооборудованию Юрия Петровича Поролло (фото 1947 г. и 1962 г.), авиатехника Степанова, техника Захарова, техника Василия Яковлевича Черного 1942 г., подготовка ИЛ-4 к полету.

После ночных полетов бомбардировщиков ИЛ-4, летчики прилетали на аэродром на изрешеченных пулями немецких зениток. Техники «латали» самолеты в любую погоду: в снег и ветер, в 40 градусов мороза и 30 градусов жары.

Благодаря им, каждую ночь летчики 6-го авиаполка вылетали на боевые задания: громили вражеские склады с боевыми снарядами, взрывали мосты, по которым двигалась вражеская техника, сбрасывали бомбы на составы с фашистскими солдатами. Помогали ковать победу: радисты метеослужбы Егорова, Орлова, врач Рубцова Эмма Григорьевна, начальник метеослужбы Епинатьев (?).

В витрине: удостоверения штурманов полка, летчиков, благодарности Верховного Главнокомандующего Сталина, кобура от пистолета Ивахнюка, нагрудные знаки военного летчика.

Стенды 7-8: 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР. Через 4 дня над Брянском появились вражеские самолеты. Первые бомбовые удары обрушились на железнодорожный узел и прилегающие к нему жилые кварталы. А затем враг стал систематически бомбить улицы, заводы. Но не прекращалась работа для фронта, для победы.  Многие шли в военкоматы с просьбой направить в армию добровольцами.

Еще 24 июня в Брянске и Бежице объявили военное положение. Тысячи рабочих, учащихся, домохозяек были мобилизованы на рытьё траншей и противотанковых рвов. И вскоре на подступах к городу на сотни километров протянулись оборонительные сооружения. Уже в начале июля в связи с приближением к городу линии фронта началась эвакуация предприятий в глубокий тыл.

С каждым месяцем становилось все пустыннее. Город оказался оккупирован немцами. Они стали вводить «новый порядок».

Неоценимую помощь в освобождении города оказали Брянские партизаны действующей Армии и Авиации. Войска Брянского фронта 17 сентября 1943 г. овладели городами Брянск, Бежица. За отличные боевые действия при освобождении Брянска составу 6-го авиаполка была объявлена благодарность приказом Ставки Главнокомандования от 15 июля 1944 года. За исключительную храбрость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 9-ти летчикам и штурманам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Перед вами карта боевых действий на территории Брянской области, фото самолет-бомбардировщик ИЛ-4 перед вылетом, штурман и летчик. Поздравление ветеранов с Днем Победы 1985 г.

Вещи партизан. Памятные знаки Брянщины.

Стенд 9-10: 16 апреля 1945 г. началась Берлинская операция. Экипажи 6-го авиаполка активно поддерживали наши войска на всех этапах этой операции. В операции (удары по Берлину) 21 апреля 1945 г. участвовало 529 дальних бомбардировщиков. Их экипажам (вместе с 6-м авиаполком воевал 18 – й военно-воздушный полк) приходилось преодолеть мощную противоздушную оборону противника. Асом 6-го авиаполка был летчик Николай Гапоненко – балагур и весельчак. Друзья нарисовали на его самолете медведя, держащего бомбу, когда он летел бомбить Берлин.

Гибель боевых друзей в самом конце войны переживалась личным составом полка особенно остро.

30 апреля 1945 г. полк совершил последний боевой вылет в Великой Отечественной войне на уничтожение кораблей и немецко-фашистских войск в военно-морской базе Свинемонде.

2 мая 1945 г. Берлин пал.

От Верховного Главнокомандующего полк получил за время Великой Отечественной войны 11 благодарностей. 11 июля 1945 г. Нарком Обороны приказом № 111 присвоил полку наименование Берлинский.

За исключительную храбрость и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, им присвоено звание Героя Советского Союза . 9 героев вырастил 6-й полк авиации АДД.

31 декабря 1942 г. указом Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза за отвагу и героизм на фронте в борьбе с немецкими захватчиками присвоено было это высокое звание первым в 6-м авиаполку летчику авиаполка капитану Рубцову Анатолию Петровичу и капитану штурману звена Рябову Михаилу Тимофеевичу.

Оба из рабочих семей, оба рабочие-железнодорожники. Оба связали жизнь с авиацией. Оба отлично воевали в годы Великой Отечественной войны. Бомб экипаж Рубцова брал больше других, хотя все летали с предельным полетным весом. Всего за свою военную жизнь Рубцов сделал 1356 боевых вылетов , 270 боевых вылетов совершил Рябов Михаил Тимофеевич. Оба волевые, энергичные, хорошие организаторы. Полеты были от 8 до 11 часов и были самыми тяжелыми в выполнении. Они требовали от экипажа большой выносливости, упорства и большого мастерства. Делали за ночь по 2-3 вылета.

Рубцов после войны окончил курсы Военно-воздушной академии. Он любил музыку, театр, был веселым и находчивым. 21 августа 1954 г. , будучи командиром полка, погиб во время учебного полета на четырехмоторной крепости ТУ-4. Загорелся один мотор. Принятыми мерами пожар был ликвидирован. Через несколько минут он возобновился с новой силой. Самолет стал разрушаться. Экипажу молодых летчиков Рубцов А.П. приказал катапультироваться (покинуть самолет с помощью парашюта), а сам, управляя самолетом, хотел довести самолет за город Миргород. Спастись Рубцову не удалось. Он взорвался за городом вместе с самолетом. Жители города Миргорода установили бюст Героя Советского Союза в сквере Героев в 1976 году. Этот бюст нам передал сын Рубцова А.П.

Стенд № 11-12:

Когда окончилась Великая Отечественная война, то встал вопрос «А как дальше жить и служить в мирное время личному составу полка, привыкшему к боевым войны. С целью поддержания боеспособности и повышения боеготовности в полку развернулась учебно-боевая подготовка. Сначала полк продолжал службу в Польше и в Северной Корее.

Положительную роль сыграла в это время участие полка в художественной самодеятельности (чтобы она была постоянной и массовой, появилась необходимость иметь свой духовой оркестр). Первым маэстро и музыкальным консультантом стал штурман Дмитрий Пономаренко – профессиональный кларнетист. Отважный воздушный стрелок Лева Тупикин и техник Юра Поролло – трубачи, техник Ацеховский – басист. В оркестр вошли те, кто когда-либо на чем-нибудь играл (фото на стенде).

Оркестр играл на строевых смотрах, на торжественных вечерах, танцах.

20 мая 1948 г. полк вылетел на новое место базирования в г. Белогорск Амурской области. Зимой 1950-1951 гг. личный состав полка освоил новую авиационную технику – тяжелый бомбардировщик ТУ -4 (четырехмоторная крепость с экипажем в 13 человек (два летчика, три штурмана – оператор, навигатор и бомбардир, радист, борт-инженер, борт-техник, командир огневых установок, хвостовой и блистерные стрелки).

В 1951 г. полк перелетел в Спасск Дальний, Сопки Елизово – 1958 г.

В 1958 г. 6-ой Гвардейский Краснознаменный Брянско-Берлинский авиаполк закончил свой существование как бомбардировочный авиационный полк АДД. Он был переименован в ракетный полк. Боевое гвардейское Знамя было передано ракетной части 18.303. Многие летчики ушли в запас. Начался новый этап жизни полка.

В стеклянных шкафах :

  • Парадная форма генерала Василевского Александра Ивановича, плащ генерала Белошицкого Василия Яковлевича (висит около двери);
  • Комбинезон Героя Советского Союза Рубцова Анатолия Петровича; Парадная форма техника 6-го авиаполка Бирулина Семена Ивановича.

Бюст Героя Советского Союза Рубцова Анатолия Петровича, модели самолетов, танков, кораблей.

«Отзвуки Великой Отечественной войны» (снаряды, мины, гильзы от патронов, орудий).

На этом экскурсия закончена.