Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Без педагогов здесь, конечно, не обойтись. Они подскажут цели, помогут найти дела, включить в них ребят, проанализировать результаты работы. Задача педагогов – строить жизнь вместе с детьми, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления. Постепенно, учась самостоятельности, дети обращаются ко взрослым только в случае затруднения.
Замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД), которые начали практиковаться в нашей школе много лет тому назад. В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализации, управляют процессом её осуществления, осмысливают результат. Школа по достоинству оценила преимущества этой воспитательной технологии, по В.А.Караковскому «крупные дозы воспитания». Самоуправление входит в общую структуру управления школой. Объектом самоуправления учащихся в школе является жизнь ученического коллектива.
Процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там – постановка целей, их реализация, анализ результатов деятельности определение перспектив. Ученик учится избирать и быть избранным, разрабатывать законы, правила и нормы поведения в коллективе, быть законопослушным, делать разумный социальный выбор.
Каждый ученик знает о существовании в школе ученического самоуправления, его целях и задачах. Эта информация доступна всем, она всегда перед глазами – на стенде в вестибюле школы.
Школьная дума
Школьная дума — орган школьного самоуправления, действующий в некоторых школах.
Школьная дума представляет собой добровольное объединение учащихся координирующее её деятельность, нормы и правила, оговоренные в Уставе школы. Статус определён в специальном школьном положении о думе.
Депутаты открыто избираются на общем школьном собрании большинством голосов. От каждого 5-11 класса, как правило, избирается 2 депутата. Сразу после избрания состава ШД избирается председатель ШД. Все решения принимаются большинством голосов. ШД может с согласия Директора, влиять на учебный процесс, его условия. Депутат может быть освобождён от должности подав письменное заявление. Его решение должно одобрить более половины депутатов.
Цели Школьной Думы
- Планирование общешкольных мероприятий.
- Улучшение связи между учениками и администрацией.
- Осуществление взаимодействия с учреждениями и другими городскими организациями с целью влияния на принятие решений, касающихся проблем школьной организации.
- Создание ДК (Камикарос).
Совет Лидеров
«Совет Лидеров» — форма ученического самоуправления, представленная вертикальной моделью. В состав Совета включаются лидеры классов (командиры), лидеры школьных проектных команд. Совет лидеров возглавляет председатель, избранный из учеников, а руководит работой школьный вожатый или педагог-организатор