ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ, ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ»

Чтобы сделать запоминание более эффективным, нужно использовать все возможности, чтобы изучаемый материал воспринимался осмысленно и вызывал у вас интерес.

  1.  Сначала попробуй вспомнить сам, потом читай.

Не начинайте сразу читать учебник. Напрягитесь, вспомните все, что вы уже знаете, пусть с ошибками и пропусками, и только после этого читайте.

Материал усвоится гораздо легче: во-первых, вы «взбодрили» свою память, во-вторых, всегда интересно выяснить, что напутал и что пропустил, появляется желанная интрига.

  1. Повторение прочитанного в «критические» моменты.

Существуют «критические моменты», после которых процент оставшейся в голове информации резко падает. Коварство в том, что забывание не будет осознаваться, пока вы не попробуете пересказать текст или ответить на вопросы по нему.

Через несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов — половина, через сутки — три четверти информации. Если именно в эти ответственные моменты информацию повторить, она забывается гораздо меньше.

Поэтому действовать можно так:

прочитали главу учебника — повторите основные и трудные для запоминания моменты. Вот и пройден первый «критический момент». Закончили блок из нескольких вопросов или просто пора идти обедать — повторите самое важное из того, чем занимались последние полдня. Второй момент благополучно пройден. Наконец, на следующий день начните занятия с того, что вспомните материал дня предшествующего и все вами запомненное останется при вас надолго.

Это только на первый взгляд кажется, очень сложным и требующим много времени. Не нужно проговаривать всё прочитанное словами — просто убедитесь, что вы помните, можно набрасывать план ответа. Если во время повторения обнаружились пробелы — немедленно обратитесь к учебнику и их заполните, и не забудьте повторить этот момент еще и в следующий раз.

  1. Мнемонические приемы для запоминания дат, имен, цифр, слов-исключений и т.д.

Привязать последовательность чисел или слов, которую нужно запомнить, к какому-то известному ряду и вспоминать каждый элемент опосредованно. Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — первая буква каждого слова совпадает с первой буквой следующего цвета спектра. Привязка к ряду особенно удобна, когда нужно запомнить что-то именно в определенной последовательности.

Такое запоминание особенно удобно, когда речь идет об исторических датах. Можно выучить несколько опорных самых важных дат, а все остальные отсчитывать от них: через год после, за пять лет до. Это не только легче запоминается, но и помогает представить себе целостную картину событий. Хорошо использовать сопоставление дат: например, год начала войны совпадает с годом рождения известного поэта или в то десятилетие, когда в одной стране бесчинствовал тиран, в другой был расцвет наук и искусства.

  1. Метод двух учебников. Берутся два учебника разных авторов по одной и той же теме и просто читаются один за другим. Вы обязательно будете обращать внимание на разницу в изложении: чему больше уделено места, как оценивается тот или иной факт, в какой последовательности изложена тема. В процессе такого сравнения материал запоминается сам собой.